Поправки, которые не прошли

21 июля с.г. Госдумой сразу во втором и третьем чтениях был принят законопроект о «совершенствовании» кадастровой оценки.

«Совершенствование» кадастровой оценки по мысли законодателей заключается в том, что владельцы недвижимости должны меньше знать о кадастровой оценке (для этого им существенно ограничили доступ к информации и ее объему) и иметь меньше возможностей по установлению справедливой кадастровой стоимости (для чего даже существующие возможности им сильно урезали).

Без всякого обсуждения, единогласно депутаты приняли закон, который существенно затруднит возможности каждого владельца недвижимости по установлению справедливой кадастровой стоимости, который сделал существующий надзор за кадастровой оценкой еще более беспомощным, который практически обнуляет достигнутые ранее возможности по ретроспективному использованию результатов оспоренной кадастровой стоимости, который сделал для арендаторов государственного имущества бесполезной возможность оспорить кадастровую стоимость, поскольку пересчитать начисленную и уплаченную арендную плату они не смогут.

Однако после первого чтения законопроекта некоторые депутаты все-таки предприняли ряд попыток как то исправить этот законопроект. И хотя попытки эти не увенчались успехом, отметить их все же следует. Хоть кто-то хотя бы попытался подумать и о народе.
Вот что уж точно не поправить дак это татуировку.

Об ответственности кадастровых оценщиков

Первоначально правительственный законопроект содержал довольно жесткие нормы об ответственности кадастровых оценщиков за некачественную кадастровую оценку. И именно это мифическое повышение ответственности использовалось властью в ходе пиар-сопровождения законопроекта. Однако уже к первому чтению бюджетные учреждения кадастровой оценки пролоббировали изменение этой нормы и фактическое сведение какой-бы то ни было ответственности к нулю.

Депутаты А.Н.Диденко и И.В.Сапко попытались это изменить и ко второму чтению предлагали поправку, согласно которой ответственность руководителя бюджетного учреждения наступала в случаях если в течение календарного года судом неоднократно были удовлетворены требования об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в исправлении ошибок либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Эта поправка была отклонена. Никакой ответственности за некачественную кадастровую оценку сотрудники бюджетных учреждений не понесут.

Информирование о реальных ценах возмездных сделок.

Кадастровая оценка проводится с использованием методов массовой оценки на основе рыночной информации. Эту рыночную информацию бюджетные учреждения получали в основном из размещаемых в сети интернет предложений о купле-продаже объектов недвижимости. Однако межу ценой предложения в интернет и реальной ценой, по которой совершилась сделка, может быть существенная разница. Реальную цену сделки знает Росреестр, поскольку осуществляет регистрацию перехода прав. Но эту реальную цену не знали бюджетные учреждения кадастровой оценки и у Росреестра не было обязанности предоставлять эту информацию бюджетным учреждениям. Теперь такая обязанность появилась и Росреестр обязан сообщать в бюджетное учреждение кадастровой оценки информацию о реальных ценах возмездных сделок.

Депутаты А.Н.Диденко, А.Л.Сидоров, Р.К.Хуснулин предлагали ко второму чтению законопроекта поправку, согласно которой бюджетные учреждения кадастровой оценки обязаны были ежеквартально размещать полученную от Росреестра информацию о реальных ценах возмездных сделок на своем сайте. Данная информация могла бы помочь владельцам недвижимости принять решение о соответствии кадастровой и рыночной стоимости принадлежащей им недвижимости, а также оценщикам при подготовке отчетов о рыночной стоимости. Однако данную поправку также отклонили. Посчитали, что данная информация не для всеобщего использования и что чем меньше информации будут иметь владельцы недвижимости — тем лучше для бюджета.

О сроках подачи замечаний на проект отчета

Первоначально действовавшей редакцией Закона был установлен срок на подачу замечаний к проекту отчета в размере 50 дней. Правительственным законопроектом этот срок был сокращен до 30 дней, а с учетом изменения порядка информирования о проекте отчета и порядка подачи замечаний, этот 30-дневный срок фактически сокращается до 20 дней. И за столь короткий срок скачать проект отчета, ознакомиться с ним, выявить ошибку и подать замечание становиться достаточно сложным, если не невозможным.

Депутат А.Г.Кобилев предлагал сохранить 50-дневный срок на подачу замечаний. Эта поправка также была отклонена.

О замене порядка оспаривания кадастровой стоимости процедурой «установления» кадастровой стоимости в бюджетных учреждениях.

Правительственный законопроект о «совершенствовании» кадастровой оценки заменяет процедуру оспаривания кадастровой стоимости в комиссии или суде процедурой «установления» кадастровой стоимости в бюджетном учреждении. Все недостатки подобного решения рассмотрены здесь.

Оказалось, что есть депутаты, которое это понимают и которые попытались изменить предлагаемое решение.

Депутаты А.Н.Диденко, А.Л.Сидоров, Р.К.Хуснулин, А.Г.Кобилев, М.Б.Терентьев предложили не отменять действующий порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии или суде, оставить его.

Действительно, если правительство думает, что предлагаемый порядок лучше, пусть бы действовали 2 порядка — прежний и новый — и владельцы недвижимости сами бы разобрались, что для них лучше. Но власть сама знает, что для народа лучше. Поэтому прежний порядок оспаривания кадастровой стоимости ликвидировали, а предлагаемую депутатами поправку отклонили.

О ретроспективном применении установленной в размере рыночной кадастровой стоимости.

Ко второму чтению в законопроект внесли изменения относительно установления рыночной стоимости бюджетным учреждением и милостиво разрешили гражданам одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения требовать в суде установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Однако с какого момента будет применяться такая, установленная судом, стоимость совершенно непонятно. И с ретроспективным ее применением могут возникнуть серьезные проблемы. Подробнее об этом можно почитать здесь. В статью 18 Закона, регулирующую порядок применения кадастровой стоимости никаких правок относительно момента начала применения установленной судом кадастровой стоимости не внесли.

Сначала я предполагал, что просто забыли внести необходимые изменения в ст.18. Но нет, это сделано специально.

Депутат А.Б.Василенко предлагал поправку, согласно которой такая, установленная судом стоимость должна применяться с 1 января года обращения в бюджетное учреждение или в суд, а депутат А.Г.Кобилев предлагал, что такая, установленная судом в размере рыночной стоимость должна применяться со дня начала применения кадастровой стоимости.

Обе эти поправки отклонили. То есть намеренно внесли неопределенность в правовое регулирование относительно вопроса о начальном моменте применения кадастровой стоимости, установленной судом в размере рыночной. Ведь граждане еще должны побороться за свои права.

Отмена положения о недопущении ухудшения положения налогоплательщика в процессе исправления ошибок

Действовавшим до его «совершенствования» законом (п.8 ст.20 и п.16 ст.21) было предусмотрено, что в случае исправления ошибок изменение кадастровой стоимости допустимо лишь в сторону уменьшения. Данные положения закона стимулировали ГБУ не допускать ошибок при проведении кадастровой оценки. Теперь данные гарантии отменены и вполне допустимо исправлять кадастровую стоимость в сторону увеличения. Последствия ошибок возлагаются на налогоплательщика, а не на государство (ГБУ, бюджет субъекта), которые эти ошибки допустили.

Депутаты А.Г.Кобилев и А.Б.Василенко вносили поправку, которая допускала исправление кадастровой стоимости лишь в сторону уменьшения.

Эту поправку отклонили.

Полностью таблицу поправок к закону, которые отклонили, можно посмотреть здесь.

Итого из 450 депутатов нашлось 7, который хотя бы попытались внести чуточку справедливости в кадастровую оценку.

Василенко Александр Борисович, Единая Россия, от Пермского края и Республики Удмуртия

Диденко Алексей Николаевич, ЛДПР, от Томской области

Кобилев Алексей Геннадьевич, Единая Россия, от Ростовской области

Сапко Игорь Вячеславович, Единая Россия, от Пермского края и Республики Удмуртия

Сидоров Алексей Леонидович, Единая Россия, от Ханты-Мансийского АО

Терентьев Михаил Борисович, Единая Россия, от Московской области

Хуснулин Равиль Камильевич, Единая Россия, от Республики Татарстан.

24 июля законопроект был одобрен Советом Федерации и уже 31 июля подписан Президентом. Мы будем жить теперь по-новому.

Оцените статью
Справедливая кадастровая стоимость