О ретроспективном применении исправленной кадастровой стоимости

Московские коммерсанты с упорством, достойным лучшего применения, продолжают бороться за право применять «неправильную» кадастровую стоимость.

Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве» были утверждены результаты кадастровой оценки, которые применялись для налогообложения с 2015 года.

Как оказалось, в отношении ряда объектов кадастровая оценка была проведена исходя из неверных исходных данных. Элитные офисные и торговые объекты в Центральном административном округе были учтены как социальные объекты или объекты неизвестного назначения, их кадастровая стоимость была занижена в разы. В отдельных случаях налог платили как за подвалы.

В начале 2016 года Департамент городского имущества г.Москвы стал в массовом порядке подавать заявления в Комиссию при Росреестре о пересмотре кадастровой стоимости подобных объектов в связи с недостоверностью сведений об объектах недвижимости. Комиссия Росреестра принимала решения в пользу Департамента.

Пересмотр кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости осуществляется не Комиссией Росреестра (которая «правильную» стоимость не определяет), а обеспечивается Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 114 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости». Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости. То есть оценщик, проводивший кадастровую оценку и использовавший недостоверные сведения, теперь, применив достоверные сведения и подставив их в свою формулу, получает «правильную» кадастровую стоимость. Это никакая не «новая» кадастровая стоимость. Это исправленная «старая» кадастровая стоимость.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 114 исправленная кадастровая стоимость подлежит утверждению соответствующим органом. И Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП» такая исправленная стоимость была утверждена.

Если кадастровая стоимость была определена неправильно, нужно посчитать правильную. Если для расчета использовались неправильные характеристики, нужно применить правильные. Если неправильная кадастровая стоимость уже была использована для налогообложения, налог нужно бы пересчитать исходя из правильной. Именно в этом как представляется и состоит справедливость.

И именно такое правовое регулирование на тот момент было. В соответствии с абз.2 п.15 ст.378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. То есть по закону исправленную кадастровую стоимость нужно было бы применять с 01.01.2015 года. Однако Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП, утвердившее «исправленную» кадастровую стоимость содержало пункт 3, в котором говорилось, что исправленная кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 01.01.2016 года. Для чего Правительству Москвы был нужен этот пункт, кто его придумал – совершенно непонятно. Но проблем они себе создали этим пунктом очень много.

Дело в том, что «исправленная» кадастровая стоимость, стоимость, определенная с использованием верных исходных данных, оказалась сильно завышенной по сравнению с рыночной стоимостью объектов. И платить налог с такой сильно завышенной стоимости показалось коммерсантам тоже делом несправедливым. Но вместо того, чтобы воспользоваться своим правом установить кадастровую стоимость в размере рыночной и платить налог с такой установленной рыночной стоимости, коммерсанты пошли по неверной дорожке защиты своего права «платить налог исходя из ошибочно определенной кадастровой стоимости», которая и ниже правильно установленной кадастровой стоимости и ниже рыночной стоимости.

Для этого они сосредоточились на оспаривании пункт 3 Постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП, в котором говорилось, что исправленная кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 01.01.2016 года. И преуспели в этом. Данный пункт после длительных судебных разбирательств был признан недействительным Решением Мосгорсуда от 31.10.2018 г. по делу №3а-3533/2018. Данное решение оставлено в силе Апелляционным Определением Верховного Суда РФ от 06.03.2019 г. №5-АПА19-12.

Посчитали, что дело в шляпе, и они могут рассчитывать на уплату налога исходя из «неправильной» кадастровой стоимости. Но не тут то было. Налоговая инспекция им в таком праве отказала, а арбитражный суд признал такое решение ИФНС законным (Дело ООО ЮМАКС). Арбитражные суды трех инстанций посчитали законным и обоснованным начисление налогов исходя из «исправленной» кадастровой стоимости, указали, основанием для начисления налогов послужило не Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП, а пересчет кадастровой стоимости с использованием достоверных характеристик недвижимого имущества на основании решения Комиссии Росреестра. Казалось бы — принято законное и обоснованное решение. Но тут за дело опять взялся Верховный Суд, отменил судебные акты нижестоящих инстанций и вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (определение № 305-КГ18-17303 от 19.07.2019 г.).

Верховный Суд при этом пришел к следующим выводам:

Кадастровая стоимость, определенная с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости, не может быть применена, поскольку это свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций (тут не поспоришь).

Правовой акт Правительства Москвы (Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП) об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, также не может применяться непосредственным образом к спорном налоговому периоду. (но нижестоящие суды и не утверждали, что он применяется – непосредственно или опосредовано. В судебных решениях утверждалось как раз обратное – что не это постановление является основанием для пересмотра налоговых обязательств общества)

По мнению Судебной коллегии налоговая база в данном случае должна определяться расчетным путем на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости (но именно такая база и была рассчитана на основании решения Комиссии Росреестра с использованием достоверных сведений, и эта налоговая база была использована налоговой инспекцией для доначисления налога обществу. И действия ИФНС и решения нижестоящих судов согласуются с данным выводом Верховного Суда).

И далее Судебная коллегия Верховного Суда, видимо понимая, что исправленная кадастровая стоимость является сильно завышенной и превышает рыночную, делает вывод, что при новом рассмотрении дела для установления налоговой базы за 2016 год необходимо определить рыночную стоимость объекта недвижимости и признать ее в качестве кадастровой. Вывод, хотя и ведущий к справедливому разрешению сложившейся ситуации, однако страшно далекий от закона.

В деле оспаривается решение ИФНС, это решение законно, налог начислен исходя из «исправленной» кадастровой стоимости. ИФНС сама не обязана, да и не вправе, начислять налог исходя из рыночной стоимости (тем более что эту стоимость никто не определял). Налогоплательщик действительно имеет право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, но он этим правом не воспользовался. Вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит рассмотрению в областном, краевом суде. Как указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» — в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств. А в данном деле Судебная Коллегия предлагает арбитражному суду при новом рассмотрении сделать именно это – требование о пересмотре налогового обязательства рассмотреть совместно с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По идее, арбитражный суд должен дело в данной части просто прекратить, как неподведомственное арбитражному суду.

При новом рассмотрении дела коммерсантам может помочь лишь новая редакция п.15 ст.378.2 НК РФ и попытка придать действию этой редакции обратную силу.

 

Кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Потому что нельзя платить налоги с того, чего у Вас нет.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.