Что и когда говорил В. Путин о кадастровой стоимости, кадастровой оценке и имущественных налогах?

Около 10% всех поисковых запросов, по которым люди заходят на мой сайт касается высказываний Президента РФ В. Путина о кадастровой стоимости. Люди хотят знать – что и когда сказал В.Путин по поводу кадастровой стоимости, кадастровой оценки, имущественных налогов. Запросы бывают самые разные, даже такие:

  • «кадастровая стоимость не уменьшают после указа Путина»
  • «как идет разработка закона о кадастровой стоимости по указу Путина»
  • «оспаривание кадастровой стоимости Путин 2018»
  • «пересчитывалась ли кадастровая стоимость согласно указаниям Путина в 2018 году»
  • «понизят ли кадастровую стоимость земельных участков по приказу Путина»
  • «Путин вернет кадастровую стоимость»
  • «Путин подписал указ жильцы будут платить по рыночной, а не кадастровой стоимости»

Такое желание людей вполне понятно. Потому что у нас все депутаты, министры и прочие чиновники начинают работать к сожалению лишь тогда, когда волшебный пендель прилетит с самого верха.

Из этой статьи Вы и узнаете, что же именно и при каких обстоятельствах говорил Президент Путин о кадастровой стоимости, кадастровой оценке, имущественных налогах с 2012 года по настоящее время, как менялись его если не взгляды, то расстановка акцентов в этих вопросах.

2012 год

2013 год

2014 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Итак, читаем, что же действительно говорил Президент Путин В.В. о кадастровой стоимости и кадастровой оценке, какие давал поручения

2012 год

Вопросы кадастровой оценки были подняты на Заседании Президиума Государственного совета 9 октября 2012 года

Губернатор Оренбургской области Берг Ю.А. отметил «Следующий суперважный вопрос – это справедливое определение платы за использование земельных участков. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование методик и процедур кадастровой оценки и системы налоговых и арендных платежей за использование земельных участков…. в настоящее время сложились объективные предпосылки для ревизии этих процедур. Результаты кадастровой оценки вызывают много претензий и со стороны налогоплательщиков, и со стороны органов местного самоуправления. Необходимо разобраться в обоснованности таких претензий. Понятно, что одна сторона всегда стремится к снижению налоговой базы, другая – к её повышению, но важно, чтобы кадастровая стоимость была максимально приближена к рыночной. Если этого добиться не удалось, значит, нужна корректировка действующих методик и процедур. Кроме того, анализ опыта реформирования земельного налога выявил системное отсутствие на местном уровне экономически обоснованных подходов к установлению ставок налога и арендной платы. Как правило, их ставки устанавливаются на максимальном уровне, что приводит к банкротству предприятий малого и среднего бизнеса.»

Также на вопросы кадастровой оценки обратил внимание и помощник Президента Белоусов А.Р. «Следующая проблема, которую я хотел зафиксировать, её уже касались, – это проблема объективности кадастровых оценок. Вопрос на самом деле крайне тяжёлый и сложный, и он упирается в то, что сегодня за границами Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких субъектов Российской Федерации у нас просто нет достаточного количества квалифицированных оценщиков, которые могут оценить стоимость земли. В результате мы действительно получаем случаи, когда отклонение кадастровой стоимости от рыночной стоимости иногда достигает десяти и более раз….у нас эта проблема с оценкой порождена ещё тем, что у нас существует множественность методик для каждой отдельной категории земли. Это абсолютно неоправданно, необходима одна методика или один стандарт массовой оценки земельных участков.»

В Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В. Путин отметил: «Считаю также, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, причём начиная уже с 2014 года. Но это должен быть самостоятельный выбор регионов, и при этом должна быть завершена вся работа по оценке объектов недвижимости и выверке данных об их владельцах.»

На заседании Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов 27 декабря 2012 года помощник Президента Белоусов А.Р. вновь коснулся темы имущественных налогов: «Сегодня мы видим основной путь такого стимулирования – это введение нового налога на недвижимость. Министерство выступает за то, чтобы налог на недвижимость с физических лиц полностью оставался в муниципалитетах, налог на недвижимость юридических лиц оставался в муниципалитетах (по крайней мере – частично), чтобы не создавать большие перекосы в налоговой базе. Для перехода к новому налогу на недвижимость ещё предстоит решить огромное количество проблем, хотя значительная часть работы уже проведена. В частности, в Кадастр из архивов БТИ перенесены сведения о зданиях, сооружениях и помещениях и проведена их кадастровая оценка. Всего сейчас в Кадастре зарегистрировано около 70 миллионов объектов. Теперь необходимо принять соответствующий закон, установив в нём предельные ставки налога на недвижимость в процентах от кадастровой стоимости, льготы и вычеты по такому налогу. И добавлю, что нам ещё предстоит проделать очень большую работу по совершенствованию механизма оценки, потому что многие губернаторы и руководители муниципалитетов говорят, что сегодня качество оценки является одним из наиболее узких мест, связанных с внедрением этого закона.»

2013 год

На заседании Государственного совета 4 октября 2013 года В. Путин говорил: «У нас семь лет шла программа по созданию кадастра объектов недвижимости: с 2006 по 2012 год. Израсходовано 42 миллиарда народных денег. Сегодня программа завершена, а система кадастрового учёта недвижимости так и не доведена до ума.»

Министр финансов Силуанов А.Г. в своем выступлении коснулся имущественных налогов: «Ещё одно предложение. Предоставление субъектам Российской Федерации права вводить налог на имущество на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости. Это необходимо сделать как для физических лиц, так и для организаций. В первую очередь, подчёркиваю, необходимо перейти на эти принципы налогообложения по отдельным отраслям с минимальной налоговой нагрузкой, которые сегодня практически не выплачивают других налогов. Речь идёт о торговых центрах, административных зданиях, где можно уходить от налогообложения, не формируя доходную базу региональных и местных бюджетов, а также имущество, которое выведено сегодня практически из‑под налогообложения. Парадокс: сегодня физические лица, а также отдельные категории и организации уплачивают налоги на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости этих объектов, при этом определение инвентаризационной стоимости с 1 января 2013 года прекращено. В результате складывается ситуация, когда вновь построенные объекты, имущество физлиц, а также имущество, находящееся в собственности иностранных организаций, фактически налогом на имущество не облагаются. Переход на взимание имущественных налогов на основе кадастровой стоимости – давно назревшая необходимость, без этого мы просто теряем доход от имущественных налогов, а это существенный ресурс для бюджета субъектов Российской Федерации. При этом необходимо организовать взаимодействие региональных и местных органов с территориальными подразделениями как ФНС, так и Росреестра прежде всего при выявлении и регистрации объектов недвижимости, вовлечение в гражданский и налоговый оборот.»

Поднималась тема имущественных налогов и на встрече Президента с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8 ноября 2013 года

А.Авдеев: И второй вопрос, тоже наболевший давно. Речь идёт о принятии закона, который бы заменил налог на имущество физических лиц общим налогом на недвижимость. К сожалению, он долгое время не принимается. И для нас это действительно большой источник. Потому что не секрет: за последние 10–15 лет очень много построено недвижимости, которая, к сожалению, недобросовестными владельцами не вводится в эксплуатацию, соответственно, не платятся адекватные налоги, а если и платятся, то с инвентарной стоимости, а не с кадастровой. В общем, большие потери в муниципальных бюджетах есть. Хотелось бы знать судьбу этого закона. И в качестве предложения: может быть, имело бы смысл передать принятие такого закона на уровень регионов, поскольку муниципалитеты и так уже администрируют эту базу, уже имеют понимание, какие договоры аренды были заключены, у кого в собственности земельные участки. Больше того, регионы в первую очередь заинтересованы в принятии как можно быстрее этого закона по той причине, что, чем дольше мы тянем, тем меньше местных проблем мы можем решить. Здесь, кстати, может быть и помощь федеральному Минфину, потому что, если регион не принял такой закон, не использует полностью свои возможности, Минфин может урезать какие‑то трансферты, тем самым стимулируя регионы к скорейшему принятию и введению в действие вот таких норм, которые позволяли бы получать в бюджеты налог на недвижимость.

Отвечая на вопрос В.Путин сказал: «Налог на недвижимость. Конечно, это лучше, чем то, что было до сих пор. И Вы знаете, что соответствующие законы принимаются. Я хочу сказать и надеюсь на то, что эти налоги будут вводиться, как предусмотрено по федеральному закону, с 1 января 2015 года, законами муниципалитетов, соответствующими представителями органов муниципалитетов, но будет предоставлен переходный период до 2020 года. Исхожу из того, что не все муниципалитеты просто будут к этому готовы. Не везде есть кадастры, это сложное и дорогостоящее дело. Но такой темп предполагается по федеральному закону. Это первое. О чём хотел бы сказать? Здесь нужно быть очень аккуратным, с тем чтобы это не было непосильным бременем ни для граждан, ни для юридических лиц, с тем чтобы не убить напрочь стимулы к развитию и к приобретению имущества, понимаете? Если вы вздуете эти налоги до небес, то это может довести до того, что будут избавляться от имущества либо не приходить к вам приобретать это имущество, не начинать бизнес. Здесь нужно быть крайне аккуратными. Хотя Вы, безусловно, правы в том, что это более справедливая, более понятная процедура.

2014 год

На встрече Президента с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым 26.05.2014 года был поднят вопрос кадастровой оценки: «есть проблемы, которые на сегодняшний день актуальны и выходят на первый план, прежде всего это проблемы, связанные с имущественными налогами и расчётам их по кадастровой стоимости. Сегодня два круга проблем: то, что начали считать на кадастровой стоимости, которая иногда серьёзно превосходит рыночную стоимость. Есть справка, которая приводится в рамках доклада: в Волгоградской области в разы увеличивается стоимость платежей имущественных налогов. При этом иногда кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость. Очень большое количество судебных исков.

На Форуме действий Общероссийского народного фронта 18 ноября 2014 года вопрос налогообложения по кадастровой стоимости был поднят сопредседателем Общероссийского народного фронта в Калужской области Д.Шаулиным:  «Изменение налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество. То есть теперь это кадастровая стоимость. Честно говоря, бизнес в шоке от таких решений.»

В.Путин, отвечая на вопрос, сказал: «По поводу оценки по кадастровой стоимости. Я согласен с представителями бизнеса в том, что если уж и переходить, то надо понимать, как считается эта кадастровая стоимость, надо понимать критерии и видеть, к чему это приведёт. Мы с Вами хорошо знаем, люди, которые далеки от этих проблем, может быть, для них это будет в новинку, но мы с Вами хорошо знаем, что даже провести, допустим, ту же самую кадастровую оценку – это и по времени долго, и это очень капиталоёмкая вещь, очень дорогая. Но всё равно надо и это делать, и нужно хотя бы вот эту предварительную оценку делать.»

2016 год

16 февраля 2016 года Президентом подписан Перечень поручений по оптимизации порядка уплаты гражданами земельного налога.

Правительству поручено подготовить совместно с Уполномоченным по правам человека в РФ и представить предложения по совершенствованию механизма государственной кадастровой оценки земельных участков, предусмотрев в том числе:

  • унификацию периодичности проведения на территории Российской Федерации государственной кадастровой оценки;
  • применение в целях налогообложения кадастровой стоимости земельного участка (в случае её изменения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания
  • установление единых требований к проведению государственной кадастровой оценки и обеспечение их соблюдения на всей территории Российской Федерации

На «Форуме действий» Общероссийского народного фронта 22 ноября 2016 года вопросы кадастровой оценки были подняты сопредседатель регионального штаба ОНФ в г.Пермь Г. Сандыревым: «Тема, которую я хотел бы сегодня с Вами обсудить, касается завышенной кадастровой оценки недвижимости и земли. Тема достаточно актуальна. Хочу обратить Ваше внимание, что за последние годы очень резко возросло количество обращений бизнеса по оспариванию данной оценки. Наше мнение, что это искусственно созданный административный барьер, причём административный барьер не только для бизнеса, но и для граждан, потому что кадастровая оценка выросла у всех. Мы знаем, что Вы огромное внимание уделяете этому вопросу, в курсе этого вопроса. Отдельно хотелось бы Вам сказать спасибо за то, что Вы в феврале этого года дали поручение Правительству навести порядок в этой сфере.»

В.Путин, отвечая на вопрос, отметил: Значит, что касается кадастровой оценки земли, вообще недвижимости, я хочу напомнить, что инициатива принятия решения в этой сфере принадлежит не федеральным властям, а прежде всего региональным. Это именно по настойчивой просьбе региональных властей, крупных городов прежде всего, Правительство Российской Федерации приступило к решению этой проблемы. Значит, напомню и аргументы, которые приводили нам коллеги из регионов. Они вам тоже наверняка хорошо известны. Для тех, кто не занимался этим профессионально, могу напомнить. В чём они заключаются, эти аргументы? Они заключаются в том, что ранее по имевшимся оценкам БТИ, а это копеечные оценки, приводили к тому, что, скажем, в крупных городах крупные торговые центры, например, в городской бюджет в течение года платили тоже копейки. Странно, но это так: за год, допустим, крупный торговый центр мог уплатить налогов в московский бюджет, допустим, несколько тысяч рублей. Всё. Просто ничего, это ноль! При этом ещё и зарегистрированы в офшорных зонах. И именно это обстоятельство побудило наших коллег и позволило убедить Правительство Российской Федерации, что нужно переходить к другой системе. Напомню, что то, что касается граждан изначально, и я на это сразу обратил внимание всех, кто работал над этой темой, чтобы физических лиц это касалось в наименьшей степени, а так называемым льготным категориям эта мера была рассчитана таким образом, что все льготы, которые раньше имели льготные категории граждан, для них сохранились. В федеральном законе так всё и отрегулировано. Другое дело, что практика далеко не всегда так радужна, как излагает законодатель либо инициаторы этих нововведений. И действительно, некоторые вещи выходили, по‑моему, в такое обсуждение, как сегодня, и мне приходилось давать прямые поручения некоторым нашим коллегам в крупных субъектах Российской Федерации. Реакция там была, но это совсем не значит, что всё там до конца отрегулировано. И действительно, в некоторых случаях это мешает и гражданам, создаёт для них проблемы, причём серьёзные, и бизнесу, особенно мелкому и среднему, кстати сказать. Людям приходится платить за объекты недвижимости, которые они использовали, по совершенно другим ставкам, увеличивающимся в разы, а мелкий и средний предприниматель никогда не закладывал такие расходы в свои планы. Больше того, для того чтобы просто сохранить свой бизнес, людям необходимо было бы в разы увеличить стоимость оплаты своих услуг. К такому результату мы, конечно, не должны прийти, и нужно всё сделать для того, чтобы этого не случилось.

2017 год

На Пленарном заседании съезда РСПП 16 марта 2017 года тему имущественных налогов поднял член бюро РСПП Троценко Р.В.: «Экономический рост нового периода невозможен без строительства новых производств и создания новых мощностей. Сложившиеся налоговые реалии подходили для этапа дозагрузки, но они на сегодняшний день не стимулируют строительство производственных фондов и новых предприятий. Мы провели опрос всех четырёх бизнес-объединений, и проблема налога на имущество, и инвестиционные льготы по налогу на прибыль всеми бизнес-объединениями всегда ставились в пять самых главных проблем, которые требуют налоговой донастройки. Следует отметить, что налог на имущество по своей природе ещё и не связан с результатами производственной деятельности. Предприятие начинает его платить с момента покупки оборудования или запуска нового цеха, несмотря на то, что оно, допустим, ещё не произвело ни одной единицы продукции. В этом плане он является также некоторым образом несправедливым.

Отвечая на поднятый вопрос В.Путин отметил: Вы знаете, ключевые вопросы затронули. Я дискутирую с Министерством финансов. Я говорю: «Налог на имущество». Они сразу говорят: «Опустим сразу региональные бюджеты». Я им говорю: «Слушайте, у нас ведь нет ещё этого имущества. Речь идёт о новом имуществе». – «Мы тогда разрушим принципы налоговой системы». У нас очень часто такая дискуссия возникает, часто, вы поверьте, так и есть.

На большой пресс-конференция 14 декабря 2017 года В. Путин, отвечая на вопрос, сказал: «Теперь всё‑таки по первому вопросу, который действительно, на мой взгляд, чрезвычайно важен не только для Пскова, но и для других регионов Российской Федерации – практически для всех. Прежде всего, конечно, во всём мире так устроено, и это естественно: собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. Это само собой разумеется. А кадастровая стоимость – это рыночная стоимость. И это тоже вполне естественно и правильно.»

По итогам большой пресс-конференции Президентом 28 декабря 2017 года дано поручение Правительству обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих замену предоставляемого при исчислении налоговой базы по земельному налогу вычета в размере 10 000 руб. вычетом в размере кадастровой стоимости земельного участка площадью 600 кв. метров в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, а также отнесение пенсионеров к категории налогоплательщиков, имеющих право на такой вычет.

2018 год

В Послании Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года В. Путин отметил: «Когда некоторые, в том числе сидящие в этом зале, коллеги убеждали нас и меня в том числе использовать рыночную стоимость недвижимости при расчёте этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ – это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно её превышает. Но так не договаривались, и люди этого от нас никак не ожидали. Нужно уточнить механизмы расчёта налога, а также определения кадастровой стоимости недвижимости. В любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость. Все решения необходимо принять максимально быстро в первом полугодии текущего года»

Президентом 16 марта 2018 года дано поручение Правительству по реализации Послания Президента Федеральному Собранию «обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости»

2019 год

На Заседании форума «Деловой России» 6 февраля 2019 года З.Барлыбаева попросила Президента: «хотелось бы, чтобы во всех регионах Российской Федерации ввели именно электронное обращение по оспариванию кадастровой стоимости, так же как – по аналогии – в Московской области.»

В.Путин: Я полностью Вас поддерживаю. Нужно над этим работать, но для этого вы сами понимаете, что нужно: либо подключаться к имеющимся площадкам, либо создавать свои. Надо создавать такие площадки. И, безусловно, согласен с Вами, это в значительной степени облегчило бы работу в этой сфере, конечно.

В Послании Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года В. Путин отметил: «И конечно, справедливо должен рассчитываться налог на землю. Понятно, что может меняться кадастровая или рыночная стоимость объекта. Но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться. Мы уже ограничили десятью процентами годовой рост налогового платежа для жилой недвижимости. Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков.»

27 февраля 2019 года утверждён перечень поручений Президента по реализации Послания Федеральному Собранию. Правительству поручено до 01.07.2019 г. обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих:

  •  дополнительное уменьшение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в отношении жилых домов и частей жилых домов – на величину кадастровой стоимости 7 кв. метров или в отношении квартир, частей квартир, комнат – на величину кадастровой стоимости 5 кв. метров для налогоплательщиков, имеющих трёх и более детей, в расчёте на каждого ребёнка и применительно к одному объекту недвижимого имущества, находящемуся в собственности налогоплательщика;
  • уменьшение налоговой базы по земельному налогу в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка для налогоплательщиков, имеющих трёх и более детей;
  • недопущение увеличения суммы земельного налога, подлежащей уплате за текущий налоговый период, более чем на 10 процентов по сравнению с суммой налога, подлежавшей уплате за предыдущий налоговый период;

Как видим, обеспокоенность граждан, делового сообщества состоянием кадастровой оценки, вопросами имущественного налогообложения, позиция бюрократии по этим вопросам доводится до Президента по различным каналам: на заседаниях Госсовета, через Уполномоченного по защите прав предпринимателей, на больших пресс-конференциях, через форумы ОНФ, «Деловой России», РСПП. И проблемные вопросы начинают решаться чиновниками лишь после того, как Президент обратит на них внимание. (Смотри например статью «Президент Путин о кадастровой стоимости и реакция чиновников»)

Так что всем людям доброй воли, всем, кто хочет справедливого налогообложения, этими каналами нужно пользоваться. Доводить до сведения бизнес-омбудсменов, членов ОНФ, РСПП, журналистов все проблемные вопросы завышения кадастровой стоимости над рыночной, предлагать пути решения (а такие пути есть — см. например статьи «Как сделать кадастровую стоимость не выше рыночной? Ответ найден…», «Законорея по кадастровой оценке»).

Я постарался найти все, что говорил В.Путин о кадастровой стоимости и кадастровой оценке за последние 7 лет. Если статья понравилась — поделитесь ссылкой в соцсетях. Кнопки ниже. Слежу за движухой.

Кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Потому что нельзя платить налоги с того, чего у Вас нет.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.