Черный ПИАР и его разоблачение

Просматривая новости о кадастровой стоимости и кадастровой оценке за последние 2 недели обратил внимание на компанию ПИАРа, организованную по поводу законопроекта Минэкономразвития о внесении изменений в Закон о государственной кадастровой оценке. Началось все статьями в Коммерсанте — «Избушку поворачивают оценкой к людям» и Известиях — «Граждане быстро получат право на свой гараж».

В первой статье о «преимуществах» законопроекта рассказывал глава департамента недвижимости Минэкономразвития Алексей Бутовецкий, а во второй – Замглавы Минэкономразвития, руководитель Росреестра – Виктория Абрамченко. Алексей Бутовецкий кроме того выступил в Парламентской газете, на Вестях ФМ. Эти публикации тут же были подхвачены и растиражированы федеральной и региональной прессой. (Сахалин, Магадан, Якутия, новостные порталы мэйл.ру, Ria-news и многие другие). Задача организаторов этого пиара понятна – внушить гражданам мысль о необходимости и прогрессивности вносимых изменений.

Какие же аргументы они для этого используют и насколько эти аргументы весомы?

  • Алексей Бутовецкий поясняет, что задачей поправок является «формирование механизмов исправления накопленных ошибок». Смешное объяснение. О каких накопленных ошибках может идти речь, если Закон о государственной кадастровой оценке еще и не заработал в полной мере. По этому закону лишь в этом году и лишь в некоторых регионах начали проводить кадастровую оценку. Отдельные статьи закона (об исправлении ошибок, об оспаривании кадастровой стоимости) еще не применялись ни разу. А нам уже говорят о накопленных ошибках. Это не накопленные ошибки – это отсутствие какой-либо концепции кадастровой оценки у регулирующего органа при разработке и принятии самого закона о государственной кадастровой оценке. И стремление свои косяки теперь исправить под видом исправления «накопленных ошибок».
  • Еще одним преимуществом законопроекта Алексей Бутовецкий выдвигает то, что «Законопроект напрямую устанавливает перечень обязательных критериев, которые должны учитываться при ГКО. К примеру, не могут быть проигнорированы такие факторы, как ветхое или аварийное состояние жилого фонда, расположение земельного участка в приаэродромной территории». Тоже, если вдуматься, смешной аргумент. Все эти критерии и так должны учитываться согласно методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Если же они не учитываются, то и закрепление их в Законе (да хоть в Конституции) проблему не решит. Выдвигая этот аргумент Минэкономразвития как бы говорит нам, что эти факторы не учитываются бюджетными учреждениями при проведении государственной кадастровой оценки. Но так это не проблема правового регулирования. Это проблема Минэконмразвития и надзирающего органа, коим у нас является Росреестр. Если учреждения данные факторы не учитывают – почему вы их в рамках надзора не поправляете? Почему утверждаете их отчеты? То есть и этот аргумент – это признание собственной беспомощности
  • Еще одним преимуществом законопроекта нам называют отмену процедуры оспаривания кадастровой стоимости и передачу вопросов установления кадастровой стоимости в размере рыночной в ведение бюджетных учреждений с одновременным установлением персональной ответственности руководителей бюджетных учреждений. О недостатках подобного решения я уже писал в этой статье, не буду повторяться. Кроме того, подобное решение обладает огромным коррупционном потенциалом и никаких механизмов для предотвращения этой коррупции законопроект не содержит.
  • Аргументы Виктории Абрамченко – «Мы подготовили законопроект, в котором в отдельную группу выделены объекты бытовой недвижимости граждан — жилые дома, участки, на которых они расположены, садовые участки. Мы предлагаем составлять отдельные отчеты об их оценке, чтобы можно было им уделить особое внимание.» Как составление отдельных отчетов может повлиять на качество оценки не поясняется. Придумали лишь лишнюю работу для ГБУ, ну и разделили правообладателей на разные степени свежести.
  • Отказ от оспаривания кадастровой стоимости в комиссиях Виктория Абрамченко аргументирует так: «Нам не нравится модель, когда комиссия из чиновников и одного представителя профессионального сообщества определяет рыночную стоимость объектов. Работа комиссий — повышенный коррупциогенный фактор. В ней нет профессионалов».
  • «Так вы же сами и виноваты в таком положении» — так хочется ответить Виктории Абрамченко. Норма о том, что комиссии по пересмотру кадастровой стоимости должны состоять из представителей государственных органов и представителей предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков (причем госслужащие должны составлять не более половины членов состава комиссии) была внесена в Закон об оценочной деятельности еще в 2014 году. Внесена то была, но в действие не вступила. А не вступила потому, что регулирующий орган (Минэкономразвития) не удосужился до сих пор принять нормативный акт, содержащий требования к представителям саморегулируемых организаций оценщиков, предпринимательского сообщества, входящим в состав комиссии, порядка представления кандидатур для включения в состав комиссии. И у нас до сих пор в Комиссиях в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 Председателями являются представители Росреестра, а их заместителями – представители Кадастровой палаты. А теперь вам «не нравится эта модель, в комиссиях нет профессионалов и это повышенный коррупционный фактор.» Все председатели всех комиссий – ваши непосредственные подчиненные. Чьи это проблемы – если не можете организовать их работу?

О чем в этих публикациях не пишут, так это об ограничениях предложенным законопроектом уже существующих прав и возможностей правообладателей по установлению справедливой кадастровой стоимости (ограничение сроков возможного установления кадастровой стоимости в размере рыночной, сокращение сроков подачи замечаний на предварительные отчетные документы, отмена ретроспективного применения кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной, ограничение круга информации о кадастровой оценке, доступной правообладателям).

Организаторам этого пиара нужно помнить – «Можно обманывать часть народа все время. Можно обманывать весь народ некоторое время. Но нельзя все время обманывать весь народ.»

Предложенный законопроект никак не решает поставленную в Послании Президента РФ задачу – обеспечить недопущение применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости. Люди это в конце концов поймут и опять начнут писать Президенту. Но об этом Минэк похоже даже не задумывается.

Кто дочитал до конца – тому хорошую песню.

 

Люди, будьте бдительны, не дайте себя одурачить.

Кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Потому что нельзя платить налоги с того, чего у Вас нет.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.