Обзор законодательных инициатив о кадастровой стоимости и кадастровой оценке.

Правовое регулирование кадастровой оценки и кадастровой стоимости постоянно меняется. Государство, как слепой, пытается ощупью найти наилучшее решение. Но получается пока не очень. Одно решение сменяет другое, не всегда с положительным результатом. Желающих принять «хороший закон» очень много. Но идеальных, полезных для всех, законов, не бывает. Регионы, муниципалитеты заинтересованы в повышении налоговых поступлений любой ценой, налогоплательщики напротив не хотят платить несправедливые налоги, свои интересы есть и у оценочного сообщества, свои интересы есть и у чиновников, – каждый стремится пролоббировать выгодное ему решение и каждый при этом объясняет свои действия заботой о благе народа.

В разделе новостей, здесь на сайте, я постоянно делюсь ссылками на те или иные законодательные инициативы. В этой статье постараюсь дать обзор наиболее значимых законодательных инициатив в сфере кадастровой оценки и кадастровой стоимости.

«Чем меньше люди знают, как делаются законы и колбаса, тем лучше они спят», — сказал однажды Отто фон Бисмарк. Так что, если хотите крепко спать по ночам – не читайте эту статью.

На рассмотрении депутатов Госдумы в настоящее время находится несколько законопроектов, направленных на изменение правового регулирования в сфере кадастровой оценки и кадастровой стоимости.

1. О распределении судебных расходов в делах об обжаловании кадастровой стоимости.

Законопроект № 367470-7.

Внесен Правительством РФ в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 20-П. Принят в первом чтении, включен в программу на октябрь 2018 года. Подробнее о перспективах взыскания судебных расходов в делах об оспаривании кадастровой стоимости и о данном законопроекте можно ознакомиться в этой статье.

Из стенограммы заседания Госдумы №109 от 10.04.2018

Вопрос докладчику — официальному представителю Правительства Российской Федерации статс-секретарю — заместителю министра юстиции Ю.С. Любимову задает депутат фракции «Справедливая Россия» Емельянов Михаил Васильевич:    

«Уважаемый Юрий Сергеевич, квинтэссенция, суть постановления Конституционного Суда — восстановление справедливости в распределении судебных расходов по этой категории дел, но создаётся впечатление, что в этом законопроекте как-то уж очень неохотно реализуется постановление Конституционного Суда, потому что несправедливость сохраняется, в большинстве случаев бремя расходов опять будет лежать на налогоплательщике. Мало того что ему совершенно необоснованно начислили дополнительную плату, мало того что он выиграл это дело, так ещё и,  получается, в большинстве случаев он должен оплатить судебные расходы (кроме тех, когда стоимость явно превышена, но что такое «явно» и что такое «неявно»  — тоже непонятно). Не кажется ли вам, что всё-таки нужно перевернуть пирамиду и что в большинстве случаев бремя судебных расходов в случае ошибки администрации должно лежать на ней и только в исключительных случаях на налогоплательщике?                                                             

ЛЮБИМОВ Ю. С.: «Уважаемый Михаил Васильевич, спасибо большое за вопрос. Честно говоря, я даже ожидал его, потому что вот этот критерий явности был действительно осознанно введён в текст. Понятно, что определять явное превышение рыночной стоимости будет суд, и такие категории как раз в оценочном законодательстве учитываются. О чём же здесь идёт речь? Здесь речь идёт всё-таки об оспаривании массовой оценки, поэтому расходы возлагаются на административного ответчика только в тех случаях, которые как бы резко выбиваются из практики массовой оценки. Мы считаем такой подход справедливым, более того, именно он соответствует решению Конституционного Суда.»    

Из этого видно, что Правительство совершенно не намерено устанавливать справедливое распределение судебных расходов в делах об оспаривании кадастровой стоимости. За все предлагается платить налогоплательщику. Одна надежда на депутатов осталась.      

2. О корректировке механизма начисления налогов по кадастровой стоимости.

Законопроект № 466070-7.

Внесен депутатами В.В.Володиным, С.И.Неверовым, А.Д.Жуковым, А.К.Исаевым, П.В.Крашенинниковым, Н.П.Николаевым, А.М.Макаровым, как реакция на слова Президента РФ о недопустимости превышения кадастровой стоимости над рыночной: «Президент РФ четко указал, что налог должен быть справедливым и посильным для граждан, а кадастровая стоимость не может превышать рыночную. Подготовленный законопроект – результат нашей совместной работы»,сказал Володин, комментируя внесение законопроекта.

Законопроект принят в третьем чтении. Осталось одобрение Советом Федерации и подписание Президентом

  • Законопроектом корректируется механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог). В настоящее время при переходе к исчислению налога по кадастровой стоимости в течение первых пяти лет действует повышающий коэффициент, ежегодно увеличивающийся на 20% (с 0,2 до 1). В совокупности с высокой кадастровой стоимостью это привело к сильному увеличению размера налога на имущество граждан. Сейчас в 28 субъектах Российской Федерации применяется коэффициент 0,6; в 21 субъекте – коэффициент 0,4; в 15 субъектах – коэффициент 0,2. А в ряде регионов решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято, и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости. Законопроектом предусматривается постепенный отказ от применения указанного выше коэффициента. Начиная с четвертого года исчисления налога по кадастровой стоимости этот коэффициент перестает применяться — т.е. достигнув уровня 0,6. При этом с 2018 года вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога по кадастровой стоимости не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Данный коэффициент будет применяться в тех субъектах РФ, на территории которых исчисление налога на имущество граждан уже осуществляется с коэффициентом 0,6.
  • Законопроектом вводится возможность пропорционального изменения суммы налога в течение налогового периода в случае корректировки кадастровой стоимости из-за изменения качественных или количественных характеристик объекта недвижимости (в том числе земельных участков). Будут учитываться изменения площади, назначения и т.п. со дня внесения сведений о них в ЕГРН.
  • Законопроектом исключается перерасчет сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц в сторону повышения, если налог был уплачен на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедший налоговый период. Сейчас такой перерасчет возможен за три года, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
  • Законопроектом расширяются налоговые льготы для граждан. В настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства, однако не упомянуты дети-инвалиды. Проект это исправляет.
  • В основном законопроект касается налоговых вопросов применения кадастровой стоимости. Однако законопроектом предусмотрено и полностью ретроспективное применение вновь установленной в результате оспаривания кадастровой стоимости и пересчет налогов. А не как сейчас – начиная с года, в котором гражданин обратился за оспариванием. (о необходимости такого законодательного изменения я отмечал в статье «история борьбы за справедливую кадастровую стоимость»).

Однако вступление в силу данного законоположения прописано в законопроекте крайне запутано (без бутылки не разобраться) – данные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (кто бы по-русски разъяснил – что это значит).

В заключении Счетной Палаты РФ на законопроект справедливо указывается, что «предлагаемая система коэффициентов является попыткой искусственно ограничить рост суммы налога, уплачиваемого налогоплательщиком с кадастровой стоимости имущества. Однако при этом не решается основная проблема – справедливое определение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и ее применение для целей налогообложения.»

Из стенограммы заседания Госдумы № 124 от 19.06.2018

Андрей Михайлович Макаров (докладчик по законопроекту): «…нехватка  средств в регионах вызывает необходимость соответствующей оценки регионами, и регионы стараются максимально обеспечить — повысить кадастровую оценку. И самыми незащищёнными оказались люди…

 …президент сказал, что необходимо сделать кадастровую оценку более справедливой, — это не предмет Налогового кодекса, это задача, которую нам ещё предстоит решить. К сожалению, пока решения по этому поводу Министерством экономического развития не предложены…                                              

…мне кажется, мы должны идти по такому пути: кадастровая стоимость в любом случае не должна превышать 70-80 процентов рыночной. То есть она должна быть меньше рыночной, должен быть коэффициент 0,7-0,8.                                           

…Хотел бы сказать, что это очень важный закон, его ждут люди, поэтому нам хотелось бы, чтобы он был принят в эту сессию.»    

Закон подписан Президентом РФ 4 августа.

 

3. О том, чтобы кадастровая стоимость не превышала рыночную

Законопроект № 489028-7

Внесен 16.06.18 г. депутатами Тамбовской областной думы (о чем сообщалось здесь) в целях реализации Послания Президента РФ о необходимости уточнения механизмов определения кадастровой стоимости таким образом, чтобы кадастровая стоимость не превышала реальную рыночную стоимость. В первом чтении законопроект будет рассматриваться в октябре 2018 года. Срок предоставления отзывов, замечаний и предложений по законопроекту установлен до конца августа.

Законопроектом предлагается дополнить закон «О государственной кадастровой оценке» статьей 6-1, устанавливающей основные требования к методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Из пояснительной записки к законопроекту: «предлагается определить, что методические указания о государственной кадастровой оценке должны содержать описание процедур, направленных на исключение превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью объектов недвижимости, в том числе, процедур, предусматривающих непосредственное сравнение указанных стоимостей. Представляется, что без подобного сравнения с последующей корректировкой в случае необходимости значений кадастровой стоимости невозможно гарантировать выполнение поставленной Президентом Российской Федерации задачи добиться того, чтобы кадастровая стоимость не превышала реальную рыночную стоимость. Указанное сравнение может быть осуществлено, например, путем производства контрольной оценки рыночной стоимости небольшого числа случайно выбранных объектов недвижимости, для которых определяется кадастровая стоимость.»

4. Об отмене пятилетнего ограничительного срока для пересмотра кадастровой стоимости, исчисляющегося с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. 

Законопроект № 381390-7

внесен группой депутатов Госдумы, принят в первом чтении.

  • Законопроект вносит изменения в Закон об оценочной деятельности в основном в целях совершенствования процедуры получения профессионального образования и сдачи квалификационного экзамена для приобретения статуса оценщика.
  • Этим же законопроектом предлагается отменить пятилетний ограничительный срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, исчисляющийся с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
  • Законопроект также определяет, что особенности применения кадастровой стоимости для целей налогообложения могут устанавливаться законодательством о налогах и сборах.

5. Самый радикальный из находящихся на рассмотрении законопроектов предлагает вообще отказаться от исчисления налогов от кадастровой стоимости.

Законопроект № 438647-7

внесен группой депутатов от партии «Справедливая Россия», о чем сообщалось здесь. 

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «хотя законодательство о государственной кадастровой оценке и налоговое законодательство устанавливают принципы экономической обоснованности, однако в правоприменительной практике эти принципы не соблюдаются ввиду отсутствия правового механизма их реализации, что уже в настоящий момент привело к многочисленным судебным разбирательствам, бремя которых вынуждены нести как граждане, так и представители бизнеса, оспаривающие несправедливо установленные размеры кадастровой стоимости, которые, согласно уже имеющимся судебным решениям, бывают завышены до 70 раз. Но далеко не все граждане, равно как и предприниматели обращаются в суд за защитой своих прав ввиду как материальных, так и временных и иных издержек. Поэтому большинство продолжают платить экономически необоснованные налоги. Всё вышеизложенное приводит к тому, что государство не только не может выполнить своих социально-экономических функций, но и создает очаги социальной напряженности. Можно констатировать наличие массовых случаев завышения кадастровой стоимости объектов налогообложения: субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, многие из которых имеют существенную долговую нагрузку, исключительно из прагматических целей следуют в своих действиях принципу максимального наполнения собственных бюджетов налоговыми и иными доходами, увеличением их объема. Всё вышеизложенное говорит о том, что в отношении указанных налогов необходимо введение самых серьезных изменений в целях снижения налоговой нагрузки как на граждан, так и на бизнес, равно как и в целях установления объективных, устоявшихся, понятных и открытых правил определения налоговой базы. Указанные цели достигаются за счет мер по исключению определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости.»

Счетной Палатой и Правовым управлением на законопроект даны отрицательные заключения. Правительство РФ также законопроект не поддержало.

 

К сожалению, никто из лиц, обладающих правом законодательной инициативы, не внес пока законопроект, который предложил бы простой и надежный механизм установления кадастровой стоимости не выше рыночной.

Кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Потому что нельзя платить налоги с того, чего у Вас нет.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.