Руководители бюджетных учреждений кадастровой оценки (прямая речь)

В этом году в ряде регионов РФ пройдет кадастровая оценка впервые в соответствии с законом о государственной кадастровой оценке. Оценка будет проводиться вновь созданными в регионах бюджетными учреждениями, по новым правилам, в соответствии с новыми методическими указаниями. И от результатов этой кадастровой оценки будет зависеть уровень налогообложения граждан и бизнеса в этих регионах на последующие 5 лет. Поэтому конечно очень интересно, как эта оценка пройдет и не окажется ли первый блин комом.

В середине февраля я направил вот такое письмо руководителям бюджетных учреждений регионов с вопросами касательно предстоящей оценки.

Что из этого получилось – читайте в настоящей статье…

На момент направления письма мне были известны адреса электронной почты созданных бюджетных учреждений в 25 регионах. Всем им я и направил свое письмо.

Доставлено было по адресу 24 письма (1 адрес видимо неправильный). Из 24 доставленных писем открыто 17 писем, то есть в 17 ГБУ письмо это прочитали, в 7 ГБУ письмо так и не было открыто. От 3 ГБУ я получил ответ, из них от 2 – в ответном письме содержались ответы на заданные мною вопросы. В ответе ГБУ Рязанской области меня переадресовали на свой сайт.

Хотелось бы сразу поблагодарить сотрудников ГБУ Курской и Калужской областей и их руководителей Гнездилова Виктора Владимировича и Дымова Виктора Анатольевича, которые нашли и время и возможность ответить на заданные вопросы и пожелать им успехов в установлении справедливой кадастровой стоимости.

Ну а теперь непосредственно ответы руководителей ГБУ Курской и Калужской области Гнездилова Виктора Владимировича и Дымова Виктора Анатольевича

Вопрос: «Плюсы и минусы перехода к кадастровой оценке государственными учреждениями?»

Курское ГБУ

Бесспорными плюсами перехода к новой системе государственной кадастровой оценки объектов недвижимости является создание на постоянной основе в регионах бюджетных учреждений. Это позволит повысить ответственность за результат оценки, обеспечить преемственность в работе, полноту и актуальность необходимых для кадастровой оценки сведений, эффективный мониторинг рынка, а также даст возможность более оперативно решать вопросы, возникающие у жителей области и юридических лиц по вопросам обоснованности размера кадастровой оценки.

Существующий до недавнего времени порядок определения исполнителя кадастровой оценки через систему торгов (аукционов) имел существенные недостатки. Основным критерием при заключении контракта выступала его цена, т.е. бюджетные возможности региона. За «жирные» куски действительно шла жесткая конкурентная борьба, за небольшие суммы боролись исполнители с меньшими ресурсными возможностями и это зачастую приводило к потере качества работ. Существенными недостатками являлось отсутствие преемственности у исполнителей, незнание специфики территории и особенностей объектов оценки, а также отсутствие у заказчика уверенности в том, что оценщик просуществует весь пятилетний цикл действия кадастровой оценки и обеспечит законное право на ее оспаривание.

Не могу с Вами согласиться по поводу возможности давления на областное учреждение со стороны учредителя и региональных властей по поводу завышения результатов кадастровой оценки. Свое отношение к этому вопросу ясно выразил Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на пресс-конференции от 14 декабря 2017 г.

Кроме того, бюджетные учреждения по закону несут полную ответственность за качество расчетов при определении кадастровой стоимости, убытки, причиненные при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения. При этом субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Поэтому, для минимизации рисков, связанных с предъявлением претензий к бюджетам субъектов Российской Федерации, необходимо обеспечить исполнение законодательства, методических указаний о государственной кадастровой оценке и не допустить социальной напряженности.

К плюсам новой системы можно отнести введенную Федеральным законом от  03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о ГКО) обязанность федеральных органов власти и подведомственных им организаций, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций предоставлять имеющуюся в их распоряжении информацию по запросу бюджетного учреждения или уведомлять об отсутствии запрошенной информации, что повышает надежность и точность кадастровой стоимости.

В отношении минусов сегодня говорить преждевременно. Бюджетные учреждения в большинстве субъектов Российской Федерации находятся в стадии формирования или планируются к созданию, реакция от населения на их работу появится только через год-два, однако уже сейчас следует учесть, что все бюджетные учреждения должны осуществлять определение кадастровой стоимости в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 14 Закона о ГКО). Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226 (далее – МУ о ГКО) фактически установили «новые правила игры», кадастровая оценка в таком формате еще не проводилась, реального практического тестирования указанных МУ о ГКО не было, так что только время покажет правильный ли путь избрало государство в отношении форм и способов определения кадастровой оценки.

Калужское ГБУ

Переход к новому порядку осуществления кадастровой оценки позволит обеспечить:

  • концентрацию ответственности, высокую прозрачность проведения процедур определения кадастровой стоимости и сопровождение ее результатов;
  • актуализацию и преемственность результатов государственной кадастровой оценки;
  • применение единой методологии;
  • контроль на каждом этапе проведения государственной кадастровой оценки;
  • постоянное накопление и дополнение информации, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки;
  • непрерывный процесс мониторинга цен на недвижимость.

Все это повысит контроль за результатами работ по государственной кадастровой оценке и качество их проведения.

 

Вопрос: «Какие сложности Ваше бюджетное учреждение испытывает при подготовке и проведении кадастровой оценки?»

Курское ГБУ

Основными сложностями, связанными с определением кадастровой стоимости, являются:

  • недостаточность, противоречивость, а иногда и отсутствие информации об объектах оценки, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), которая необходима для более качественного определения кадастровой стоимости. Уточнение, получение указанной информации требует дополнительных трудовых усилий и временных затрат;
  • несоблюдение сроков (20 рабочих дней) предоставления запрашиваемой информации в силу большого массива необходимой для этого работы, а также ее непредставление ввиду ее отсутствия;
  • отсутствие законодательной возможности предоставления сведений о ценах сделок с объектами недвижимости, имеющихся у Федеральной службы «Росреестра»;
  • отсутствие законодательной нормы о возможности изменений сведений ЕГРН по проверенной и уточненной ГБУ информации.

В целом могу сказать, что и Закон о ГКО и МУ о ГКО требуют внесения определенных изменений.

 

Калужское ГБУ

Основная сложность на данном этапе состоит в недостаточности нормативной базы, существенная часть подзаконных нормативных актов находится на стадии проектов.

 

Вопрос: «Достаточен ли объем бюджетного финансирования на деятельность ГБУ?»

Курское ГБУ

Деятельность бюджетного учреждения осуществляется из бюджета Курской области. В настоящее время учреждению выделено здание по адресу: г. Курск, Элеваторный проезд, д. 14А. Все сотрудники учреждения обеспечены всеми необходимыми средствами производства: компьютерами, офисной техникой, программами, справочной литературой и т.д. Все это позволили бюджетные инвестиции, выделенные для осуществления основной деятельности.

Калужское ГБУ

Финансирование бюджетных учреждений сформировано с учетом важности поставленных перед учреждениями задач, а также исходя из целей, и потребностей таких учреждений.

 

Вопрос: «Сформирован ли штат сотрудников?»

Курское ГБУ

Штат сотрудников укомплектован более чем на 90%.

Калужское ГБУ

Работники бюджетных учреждений должны отвечать квалификационным требованиям, установленным Законом и приказом Минэкономразвития России от 12.04.2017 № 177 «Об утверждении Перечня областей, в которых работники бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемые к определению кадастровой стоимости, должны иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку, и Порядка подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к работникам бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемым к определению кадастровой стоимости». Прием сотрудников на соответствующие должности в бюджетном учреждении осуществляется по мере необходимости согласно штатному расписанию.

 

Вопрос: «Проходят ли оценщики учреждения какую-то централизованную подготовку (например, в Минэкономразвития)?»

Курское ГБУ

Централизованной подготовки от Минэкономразвития на данный момент нет, однако сотрудники ОБУ «ЦГКО КО» проходят обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», а также в Частном образовательном учреждении высшего образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» (МЭБИК).

 

Калужское ГБУ

Работники бюджетного учреждения, непосредственно осуществляющие определение кадастровой стоимости, подписывающие отчет, в обязательном порядке проходят обучение по соответствующим программам в высших учебных заведениях Российской Федерации, с последующей сдачей экзаменов и получением аттестационных документов.

Вопрос: «Насколько активно граждане пользуются своим правом по подаче деклараций об объектах недвижимости?»

Курское ГБУ

Извещение о приеме бюджетным учреждением деклараций размещено на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области, сайтах муниципальных образований Курской области, а также на сайте ОБУ «ЦГКО КО». На текущий момент могу сказать, что пока активность граждан в реализации своего права по подаче деклараций об объектах недвижимости минимальная.

Калужское ГБУ

Законом установлено право заинтересованных лиц по подаче деклараций о характеристиках объектов недвижимости (декларация). На территории Калужской области предусмотрена возможность подачи декларации по средствам почтового отправления, личного обращения в бюджетное учреждение, в форме электронного документа, отправив на электронный адрес с подтверждением ЭЦП или посредством сайта Государственных услуг Калужской области.

На этапе сбора и обработки информации в адрес бюджетного учреждения подан ряд деклараций, заинтересованным лицам даны ответы в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27.12.2016 № 846 «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».

 

Вопрос: «Начата ли предварительная работа по сбору рыночной информации? Как подбираются объекты-аналоги для проведения кадастровой оценки?»

Курское ГБУ

Работа по сбору рыночной информации велась в прошлом году и активно продолжается в текущем. Информация об объекта-налогах собирается со всех возможных источников информации: с интернет-сайтов, а также из информации, полученной от федеральных органов власти и подведомственных им организаций, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций.

Калужское ГБУ

Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» установлено, что подготовка к проведению государственной кадастровой оценки включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, согласно Указаниям до 1 января года определения кадастровой стоимости. Уполномоченным органом субъекта Российской Федерации принято решение о проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Калужской области по состоянию на 01.01 2018.

Бюджетным учреждением собрана рыночная информация по состоянию на 31.12.2017. При сборе информации учреждением использованы данные рекламных ресурсов «Аvito», «ЦИАН» и т.д., а также данные крупнейших риэлтерских агентств.   

 

Вопрос: «Будут ли привлекаться к проведению оценки или сбору информации о рынке независимые оценщики или консультанты?»

Курское ГБУ

В пункте 3 статьи 14 Закона о ГКО указано, что бюджетное учреждение не вправе привлекать иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости. При этом ОБУ «ЦГКО КО» имеет право на заключение договоров с организациями по предоставлению информации о рынке недвижимости. По состоянию на 01.03.2018 сбор информации о рынке недвижимости осуществляется исключительно силами сотрудников ОБУ «ЦГКО КО». Одновременно с этим, считаю, что возможные формы привлечения к проведению оценки и сбору информации о рынке независимых оценщиков и консультантов должны быть закреплены нормативными документами.

Калужское ГБУ 

Статьей 14 Закона установлен запрет на привлечение иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости.

 

Вопрос: «Планируется ли создание в регионе Комиссии по оспариванию при администрации субъекта?»

Курское ГБУ

В настоящее время такая комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости действует при Управлении Росреестра по Курской области (далее – Комиссия): г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 4/6. Она рассматривает вопросы оспаривания результатов действующей кадастровой оценки объектов недвижимости. К моменту утверждения результатов кадастровой стоимости полученных по итогам проведения бюджетным учреждением государственной кадастровой оценки земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченным органом – комитетом по управлению имуществом Курской области должна быть создана аналогичная комиссия.  Поэтому вопрос о конкретных сроках ее создания, составе, регламенте работы целесообразно адресовать в уполномоченный орган.

Калужское ГБУ

В соответствии со ст. 20 Закона создание комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости относится к полномочиям уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. Однако, учитывая важность комиссий для разрешения споров о государственной кадастровой оценки, полагаю что такая комиссия на территории Калужской области будет создана.

Вопрос: «Будут ли при проведении новых оценок учитываться результаты ранее проведенных оспариваний кадастровой стоимости в комиссиях Росреестра и судах?»

Курское ГБУ

В соответствии с п. 2.4 МУ о ГКО, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226 ОБУ «ЦГКО КО» осуществляет сбор, обработку и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Калужское ГБУ

При проведении государственной кадастровой оценки в обязанности бюджетного учреждения помимо прочего входит сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, учет данной информации при проведении государственной кадастровой оценки является обязательным.

 

Из этих ответов следует, что граждане по-прежнему крайне инертны, своими правами по уточнению характеристик объектов недвижимости и подаче деклараций не пользуются. Что трудностей для проведения кадастровой оценки много, но вновь созданные учреждения полны решимости  провести ее качественно. Но им и деваться то некуда. Поэтому остается только надеяться, что у них это получится.

У Росземкадастра и подчиненных ему ФГУПов в 2000-2009 годах не получилось, у независимых оценщиков в 2010-2016 годах не получилось, осталась надежда на ГБУ, ну и на искусственный интеллект, про который говорил Шувалов

 А вот что думает один из авторов методических указаний МУ-226 А.Ю. Бойко «При нынешнем качестве исходной информации, законодательных недоработках, отсутствии рынка, кадров и многого другого проведение ГКО превращается в фикцию с весьма негативными последствиями. Необходимо заморозить введение результатов ГКО до 2020 года. Провести апробацию МУ. Разработать проф. стандарт ГКО. Разработать учебные планы и подготовить специалистов ГБУ. Установить требования к количеству и квалификации специалистов ГБУ, уровню оплаты их труда Провести инвентаризацию ОН, устранить противоречия и ошибки. Ввести неучтённые объекты в оборот, в т.ч. путём разработки упрощённого порядка учёта этих объектов, устранить нарушения землепользования.»

 

 

 

Кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Потому что нельзя платить налоги с того, чего у Вас нет.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

3 Replies to “Руководители бюджетных учреждений кадастровой оценки (прямая речь)”

  1. C большим вниманием слушал доклад Бойко А.Ю. Видно, что это специалист высочайшего уровня. Абсолютно согласен с мнением, что на имеющихся данных из Росреестра сейчас не провести качественную оценку. Кроме того отсутствие в общероссийском классификаторе профессии ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ ОЦЕНЩИК, не позволяет обосновать и отормировать трудозатраты. Оценщик, да и вообще ГБУ несетт огромную ответственность и оплата труда должна быть сопоставима с рыночной. Иначе систему ждет крах, ибо квалификация сотрудников будет не дотягивать до рыночных оценщиков.

  2. Поддерживаю предыдущего спикера и хочу добавить, что проводить оценку в 2019 году — преступление. Нас ждут массовые оспаривания, суды, социадльные взрывы. Отсутствиеи культуры собственности не позволяет вовлечь в оборот объекты недвижимости. И конечно, оплата труда специалистов ГБУ должна быть достойная, иначе не избежать коррупции (пример тому ГИБДД).

  3. Достойные зарплаты всем нужны, но откладывать или замораживать оценку по 237-ФЗ — совершенно инфантильное предложение. Затрачены средства, привлечены специалисты, экономика регионов также ожидает результатов деятельности. Идет реформа федеральных госструктур, занятых кадастровой деятельностью, их полномочия частично переходят ГБУ. В целом система пришла в плановое движение, которое позволит запустить процесс перехода от понятий категорий земель к видам использования, повысит заинтересованность в результатах оценки на уровень самого субъекта, региональное правительство получит сводную базу данных о недвижимом имуществе региона, активнее станет вовлекать в оборот неиспользуемые резервы и т.д. и т.п.
    Никто не даст гарантии, что первый цикл будет идеальным, ни в 2018 году, ни в 2020.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.